» » Гималайские йети снова вызвали споры среди генетиков

Гималайские йети снова вызвали споры среди генетиков

18-12-2014 08:10 Информационное агентство «STATION20.RU»/НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ/ Гималайские йети снова вызвали споры среди генетиков
Гималайские йети снова вызвали споры среди генетиков

Два исследователя оспорили выводы генетика Брайана Сайкса (Brian Sykes) об истинной природе йети — гималайского «снежного человека». Повторный анализ ДНК из коллекции Сайкса показал, что материал принадлежит не древним, а современным белым медведям. Исследование представлено в журнале Proceedings of the Royal Society B.

В 2013 году Сайкс сделал сенсационное заявление: ДНК из двух гималайских образцов «йети» на 100 процентов совпали с ДНК из челюсти белого медведя, жившего на острове Шпицберген в промежутке 40-120,000 лет назад. Таким образом, в Тибете могли сохраниться потомки древнейших белых медведей.

Росс Барнетт (Ross Barnett) и Сейридвен Эдвардс (Ceiridwen Edwards) провели повторный анализ той же ДНК и уличили Сайкса в непреднамеренной ошибке: один образец материала, по их мнению, указывает на ДНК обычных белых медведей, а другой — на подвид бурых мишек, населяющих удаленные районы Гималаев.

Ученые обратили внимание, что идентификация Сайкса опирается на замену одного-единственного основания ДНК в волосках — оно и отличает белых медведей от бурых, а местоположение делает его особо чувствительным к повреждениям. За вычетом этого основания исследованная Сайксом ДНК больше всего похожа на ДНК гималайского медведя (U. arctos isabellinus) — подвида, отличающегося крайней немногочисленностью. Шерсть этих медведей окрашена в песочный или красновато-коричневый цвет — как и волоски, полученные Сайксом. Таким образом, в согласии с принципом бритвы Оккама, волоски «йети» логичнее отдать гималайскому медведю, а не таинственному гибриду белых и бурых медведей или неизвестному науке потомку арктических зверей, каким-то образом добравшимся до Тибета.

Однако в том же номере журнала Сайкс возражает своим оппонентам. Ученый заявил, что в обследованных волосках не было никаких следов разрушения (или загрязнения) ДНК, а метод Сэнгера дал однозначные результаты. Более того, ДНК двух волосков (которые Сайкс связывает с белыми медведями) по сохранности ничем не отличается от остальных 26 образцов, давших бесспорные соответствия.